История китайской лаковой мебели

История китайской лаковой мебели началась в эпоху неолита, примерно 3500 лет назад. В то время китайские плотники уже с успехом конструировали предметы мебели, используя соединения «в шип». Эта традиция дожила до наших дней практически без изменений: детали китайской мебели крепятся между собой сложной системой пазов, изредка используются деревянные гвозди, но металлические — никогда. Даже клей употреблялся редко, в основном для крепления панно с орнаментом или несущих конструкций мебели (ножек).
Секрет лака долгое время оставался тайной, мастера веками совершенствовали свое искусство, постоянно усложняя состав лаков. Поскольку процесс изготовления лака чрезвычайно трудоемок, долог и дорог, лакированные изделия с самого начала их существования считались предметами роскоши, доступными лишь императору, знати и высокопоставленным чиновникам. Кульминации своего развития китайская лаковая мебель достигает в 16 и 17 веках. Наиболее популярными предметами лаковой мебели были наборы табуретов-«матрешек» разного размера,  кушетка «кан» с трехсторонней спинкой, подставки для декоративных ваз, горки и ширмы. Красивы и удобны лакированные шкафы «дагуй» («большой шкаф») для белья, состоящие из основного шкафа «игуй» и поставленных на него двух шкафов поменьше – «динсян». У традиционных китайских стульев «дангуиши» (в черном и красном лаке) центральная часть спинки повторяет очертания позвоночника, чтобы поддерживать правильное положение спины сидящего.
Повальная мода на китайский лак началась в Европе в 16 веке. В это время в Китае изобретают знаменитую технику «коромандельского лака», которая использовалась преимущественно для изготовления ширм. Привозя ширмы в Европу, английские и голландские купцы разрезали их на фрагменты и вставляли эти панно в европейскую мебель. Многие европейские властители создавали у себя в замках «кунсткамеры» и «лаковые кабинеты», стены которых целиком покрывались панно в технике коромандельского лака.
Уже в 18 веке предприимчивые китайцы начали изготавливать лаковые изделия, подстраиваясь под европейский вкус. Образцы рисунков им поставляли европейские торговые компании. Большим спросом пользовались изделия, расписанные золотом. Следует отметить, что китайский лак, шедший на экспорт, отличался более низким качеством, чем лак для внутреннего китайского рынка.  Что касается изделий из популярного в наши дни резного лака, то в эпоху рококо они практически не ввозились из Китая. Лишь в конце 19 века производство резного лака было поставлено на поток, при этом качество изделий сильно пострадало. Проникнув в Европу, изделия из резного лака так и не стали предметом коллекционирования в Европе, поскольку их художественная ценность была невелика.
Огромная популярность китайского лака привела к созданию общеевропейской индустрии по изготовлению лакированной мебели. Безусловно, популярные китайские изделия  выступали в качестве образцов. Однако мастера не столько копировали стиль, сколько вдохновлялись его эстетикой. Поэтому отличить оригинальную китайскую вещь от ее европейской версии очень легко, даже если они сделаны в одно и то же время.
С 60-х годов 17 века европейские мастера пытаются разгадать секрет китайских лаков. В 1655 году иезуит Мартиниус Мартини делает открытие, что китайский лак добывают из смолы дерева, однако это ни к чему не привело, поскольку лаковое дерево не может расти в Европе. Однако в 1709 году священник Филиппо Буоннани разработал ряд замещающих составов, и при европейских княжеских дворах начали создавать добросовестные, но несовершенные копии китайской мебели — «шинуазри». Наконец в 1730 году во Франции братья Мартен создают полноценную имитацию китайского лака, передающую его глубину и переливчатость (в качестве исходного сырья был взят копаловый лак из Занзибара, который обработали терпентиновым маслом, что придало ему особую прозрачность и блеск). Они успешно копировали многослойную китайскую роспись, применяли золотую пудру и инкрустацию. Но европейская технология нанесения лака значительно отличалась от восточной. Французская мебель была, как правило, черной или красной с золотом, с нежно-голубыми и зелеными вставками. Английский лак был в основном черным, красным, желтым, зеленым, коричневым, цвета черепахового панциря, изредка синим. При создании своего уникального стиля Томас Чиппендейл широко использовал китайские мотивы. Интересно, что китайский стиль попал в Англию не напрямую, а через голландскую мебель в «стиле королевы Анны».
В Германии лаковую мебель изготавливала мануфактура Иоганна Генриха Штобвассера (1740-1829), это были столы, комоды и шкафы. В качестве образцов выступала английская лаковая мебель, производство было ориентировано на буржуазию. Штобвассер изобрел свой собственный рецепт долговечного высококачественного лака на основе янтаря, а для росписи по лаку приглашал знаменитых художников того времени.
В России интерес к лаку возник при Петре I. Однако русские мастера работали под руководством приглашенных европейских мастеров и ездили на обучение в Европу. Настенные панно китайского кабинета в Петродворце расписывались «под Китай» русскими иконописцами. В петровскую эпоху возникло много «лакирных» производств, но все они вскоре закрылись. Дальнейшее развитие лакового искусства связано исключительно с искусством русской лаковой миниатюры.
В настоящее время лаковая мебель производится в Китае в малых объемах, «для туристов»: копии старинных роскошных столов, шкафов и ширм стоят довольно дорого по китайским меркам, но всегда находят своего покупателя.

Типы лаковых покрытий

Различают 9 основных видов китайских лаков. Некоторые из этих технологий, практиковавшиеся с древности, окончательно утвердились только в период между 1600 и 1900 годами.
1) Цветной лак. Подвиды: монохромное покрытие (лак одного цвета без последующей обработки, самый простой и древний способ), золотое покрытие, лаки с золотым краплением. Монохромные лаки были преимущественно черного (натуральный цвет застывшего лака), красного, коричневого (цвет «рога носорога»), желтого, зеленого, пурпурного цветов, сверху их покрывали слоем прозрачного лака. Перед началом работ деревянную поверхность тщательно полировали, швы заполняли паклей, сверху клали тонкую бумагу или шелковую ткань, затем несколько слоев грунта, каждый из которых отдельно просушивался и полировался, и только после этого на заготовку наносили лак.
Для создания золотого покрытия на сырой лак наносили золотую пудру или обклеивали заготовку золотой фольгой, сверху покрывали прозрачным лаком. Для декорирования мебели лакированную поверхность покрывали толстой бумагой с наколотым рисунком, который посыпали мелом. Затем меловой контур обводили резцом или прокалывали иглой, перенося рисунок на лак. Прорезанный контур заполняли лаком в смеси с киноварью, орнамент выкладывали золотой фольгой и покрывали прозрачным лаком.
Для создания лакированной поверхности с золотым краплением на сырой лак напыляли золотую пудру или чешуйки золотой фольги. За счет неравномерного распределения по поверхности, они создавали эффект переливов и мерцания, который усиливался слоем прозрачного лака. В 19 веке с помощью этого способа создавали фон для росписи или инкрустации по лаку.
2) Расписной лак (технология древности, которая не пользовалась популярностью в более позднее время). Им покрывали платяные сундуки и мебель. Как правило, на черный слой лака наносился красный узор, реже наоборот. Самый сложный вариант этой техники – роспись золотом по сырому лаку, покрытому золотой пудрой или золотой фольгой. Чаще всего роспись золотом сочеталась с перламутровой инкрустацией и росписью цветными лаками. Цветная роспись покрывалась цветным лаком. Иногда применялись трафареты и шаблоны.
3) Рельефный лак. Из вязкой лаковой массы (в качестве загустителя использовался угольный порошок) мастера формировали рельефные изображения, покрывавшие либо часть поверхности мебели, либо все изделие целиком. Рельефные лаки подразделяются на рельефно-расписные, лаки с золотым рельефом и красные рельефные лаки.
4) Резной лак (резьба по многослойному лаковому покрытию) является гордостью Китая. Рельеф узора имеет глубину до нескольких миллиметров, за счет этого достигается эффект трехмерного объема. На заготовку наносили от 30 до 200 слоев лака, каждый из которых высушивали и полировали по отдельности. Разновидности: «мраморный» или «гури» (изделие, как правило, округлой формы, абстрактный геометрический орнамент изгибается внутри окружности, главная отличительная черта – чередование красных и черных (иногда и коричневых) слоев лака, что создает особые оптические эффекты), красный резной лак, полихромный прорезной лак.
5) Инкрустированный лак. Различают три вида: резной лак с лаковой инкрустацией (резьба по многослойному лаку, прорези заполняются разноцветным лаком); инкрустированный лак с лаковой инкрустацией; лак с перламутровой инкрустацией (разделяют инкрустацию толстым и тонким перламутром). Перламутром украшали крупные предметы мебели. Инкрустация выполнялась обычно на черном лаковом фоне, дополняясь вставками из золотой и серебряной фольги и росписью золотом. Иногда вместо перламутра использовали яичную скорлупу, цветные металлы, железо, нефрит, бирюзу, кораллы, янтарь,  слоновую кость, рог носорога, панцирь черепахи, ценные породы дерева, перегородчатую эмаль. Поверх инкрустации наносился бесцветный лак. После высыхания лака на перламутровые вставки могли дополнительно нанести тончайшую гравировку.
Поскольку сырой лак – вещество ядовитое и агрессивное, немногие красящие пигменты сохраняли свои свойства в смеси с ним , именно поэтому с древности основными цветами выступали черный и красный. Создание белого лака представлялось делом принципиально невозможным. Для декорирования поверхностей в белом цвете на свежий лак наклеивали мелкие кусочки скорлупы перепелиных яиц или напыляли порошок из скорлупы. Данная техника до сих пор распространена в Юго-Восточной Азии.
Пример мебели, инкрустированной скорлупой:
6) Лак с золотой гравировкой (гравированный орнамент заполнялся золотой или серебряной пудрой). Техника гравированного лака пережила период возрождения в 18 веке, когда в этой технике было изготовлено некоторое количество предметов мебели.
7) «Коромандельский лак», китайский термин «kehui»(«гравированный мел»), английский термин «Bantam-work»: это сочетание черного (редко цветного) резного лака и живописи (инкрустации) цветными лаками на масляной основе. Самое раннее упоминание этой техники относится к 17 веку. Вначале она применялась для декорирования предметов мебели, ящиков и сундуков. В 18 веке —  исключительно для напольных ширм, называемых в Европе «коромандельскими ширмами», «португальскими ширмами» или «испанскими стенами»). Излюбленные темы: цветы и птицы, ландшафты с горами, озерами и пагодами, многолюдные сцены придворной жизни, история и мифология. В этой технике очень важна грунтовка: вначале деревянная основа покрывается смесью свиной крови, сырого лака и глиняной пудры. В более позднее время использовалась многослойная меловая грунтовка. После тщательной полировки грунта на него накладывается множество тонких слоев черного или коричневого лака. После отверждения поверхности в ней прорезаются филигранные узоры, которые обязательно достигают белого мелового грунта, при этом сохраняются внутренние перегородки рисунка, толщиной с волос. Узоры расписываются лаком или масляными красками, частично с золотым напылением. Положенные на белую грунтовку, краски сияют значительно ярче.
8) «Сухой лак» применялся исключительно для монументальных скульптур. На деревянный каркас наматывали несколько слоев ткани, которую пропитывали лаком и формировали скульптуру. Затем покрывали ее золотой пудрой или фольгой и прозрачным лаком, чтобы она не отличалась от позолоченной бронзы. Такая «бронзовая» статуя имела настолько малый вес, что один человек мог без труда переставлять ее с места на место.
9) Лак-пинто. Из золотой и серебряной фольги вырезались аппликации, которые приклеивались на сырой лак и сверху покрывались несколькими слоями лака. Затем лак шлифовали до проявления инкрустации. Золотые и серебряные пластинки дополнительно гравировались, становясь похожими на вырезки из бумаги.

Мы перезвоним

Имя

Телефон

E-mail (не обязательно)

Мы предлагаем

  • Проектирование и комплексное оформление интерьеров;
  • Изготовление мебели по индивидуальным проектам;
  • Антикварная мебель и реплики на её основе;
  • Столярные работы самого высокого качества;
  • Архитектурно-декоративные работы;
  • Реставрационные работы.
коммерческое предложение

+ Больше коментов нет

Добавить себе