Китайская Лаковая Мебель

Что такое лак? Это сок лакового дерева (Rhus Vernicifera).
В природе лаковые деревья растут только в теплом влажном климате, исключительно на холмах выше 1000 метров над уровнем моря. Поэтому еще 3000 лет назад китайцы создали плантации лаковых деревьев и со временем вывели новые разновидности, приспособленные к различным климатическим условиям, что позволило создавать лаковые производства по всей стране, даже на севере.
Традиционно лак разделяли по качеству: первосортным лаком покрывали дорогостоящие произведения прикладного искусства, менее качественный лак шел на грунтовку (его получали при варке ветвей лакового дерева), верхней маслянистой фракцией полировали готовое изделие, а оловянную воду выливали.  Для получения высококачественного лака было необходимо смешивать смолу нескольких видов лаковых деревьев. Чтобы лак приобрел коричневый цвет, его нужно было непрерывно перемешивать деревянной палочкой в деревянной посуде в течение 30 часов. Для получения черного лака добавляли сажу или перемешивали лак железной палочкой в железной посуде те же 30 часов. Качество лака зависит, с одной стороны, от возраста дерева (оптимальным считается возраст 10-15 лет), а с другой – от состава почвы, климатических условий, месяца сбора смолы и тщательности ее обработки. В наши дни самыми известными центрами производства лаковых изделий в Китае являются города Пекин, Янчжоу, Тяньшуй, Хуэйчжоу, и провинции Цжецзян, Фуцзянь, Сычуань и Цзянсу.
Технология производства и нанесения лака (漆器)
Традиция добычи и переработки свежего сока лакового дерева восходит к периоду раннего неолита (8000-2000 до н.э.). Первоначально соком лаковых деревьев покрывали днища лодок и жилые дома, что сообщало им долговечность в условиях влажного климата. О зарождении лаковой техники как искусства можно говорить с того времени, как мастера начали использовать грунтовку, промежуточный слой между деревом и лаком.
Когда лаковое дерево достигает возраста десяти лет, на его коре делают несколько горизонтальных надрезов или один V-образный, откуда смола медленно стекает в подвязанную внизу створку раковины, а оттуда в ведерко или короткую бамбуковую трубку. С одного дерева за сезон получают всего 50 — 150 граммов смолы, собирать ее можно раз в 2-3 года, всего не более пяти раз. Потом дерево срубают и еще некоторое количество лака получают из его ветвей, из оставшегося корня за 10-12 лет вырастает новое лаковое дерево. Его смола имеет молочно-белый или желтоватый цвет. Она устойчива к воздействию воды, воздуха, высоких температур, химически инертна, обладает консервирующими свойствами. Может наноситься на любую поверхность – каменную, металлическую, бумажную, деревянную, тканевую. Сырой лак токсичен, вызывает т.н. «лаковую болезнь», когда кожа краснеет и покрывается волдырями: поэтому при работе с сырым лаком всегда защищают кожу рук перчатками.
Сырой сок обрабатывают следующим образом: для удаления примесей и грязи сок пропускают через конопляную ткань, затем  в течение восьми часов непрерывно нагревают и перемешивают для удаления излишков воды и гомогенизации состава. В результате в ведре остается примерно 62% «зрелого лака». К нему добавляют различные красящие пигменты. Классические цвета – черный и красный – получали добавлением киновари и сажи, позже стали использовать сульфаты железа. Только в 19 веке открывают способ создания зеленого (смесь индиго и малахитового порошка) и желтого (аурипигмент) лака. Оттенок лака мог сильно меняться в зависимости от времени года.
Как правило, основой для лаковой мебели служила мягкая и дешевая древесина, например сосна. Сначала природные неровности и отверстия от сучков шпатлевались смесью лака и животного клея, затем покрывались слоем сырого лака. Затем, пока лак не высох, заготовку для прочности оклеивали тканью из конопли или китайской крапивы. Часто использовали два слоя ткани, каждый накладывался и сушился отдельно в течение суток, затем полировался водой и пемзой. Далее заготовку помещали на 10 часов в камеру с влажностью 90%, после чего еще раз очищали от пыли.  Поверх накладывали несколько слоев грунтовки, состоящей из лаковой пасты, животного клея, золы, глиняного, кирпичного или шлифовального порошка, профильтрованных через рисовую бумагу.
Нанесение лака проходит в помещении с определенной влажностью и температурой: лак, нанесенный в сухой атмосфере, вскоре растрескивается, то же самое произойдет, если влажность будет слишком высокой. К тому же на разных стадиях отверждения лакового покрытия показатели оптимальной влажности должны варьироваться. Соблюдение температурно-влажностного режима крайне важно в течение всего срока жизни лакового изделия: слишком сухой воздух разрушает лак.
В древности на деревянную основу наносили до 200 тонких слоев лака. Качество лака возрастало от слоя к слою – чем ближе к поверхности, тем выше качество. От гладкости последнего, верхнего слоя зависел блеск изделия в целом, поэтому эта операция поручалась специальному мастеру, «шангуну». Каждый слой должен был сохнуть не меньше недели. Для этого изделие помещали в теплое, влажное помещение, где отсутствовала пыль: раньше это были закрытые листьями ямы или траншеи, называвшиеся «домами теней». После нанесения последнего, самого тонкого и дорогостоящего слоя лака, его полировали льняной тканью, рапсовым маслом и мелкозернистым порошком из рога оленя или шиферного сланца.
Созданный таким образом лаковый слой был довольно внушительным, у резных лаков он достигал сантиметровой толщины. На его создание уходило до двух лет. Для ускорения процесса китайцы внедрили поточное производство: каждая технологическая ступень делалась узкими специалистами в определенной области. Лаковое изделие могло пройти через руки сотни мастеров и подмастерьев.

Мы перезвоним

Имя

Телефон

E-mail (не обязательно)

Мы предлагаем

  • Проектирование и комплексное оформление интерьеров;
  • Изготовление мебели по индивидуальным проектам;
  • Антикварная мебель и реплики на её основе;
  • Столярные работы самого высокого качества;
  • Архитектурно-декоративные работы;
  • Реставрационные работы.
коммерческое предложение

+ Больше коментов нет

Добавить себе